Заказ билетов: +7 (915) 458 58 95

Купить билет on-line

«Здравствуйте, мои дорогие…» Реальные события Великой Отечественной войны, отраженные в письмах с фронта, легли в основу спектакля православного театра-студии

06.12.2013
Гинтас Виткус,

Премьеру спектакля «Но память, память всё жива...» Георгиевское благочиние Западного округа и театр-студия «Живая вода» представили в минувшие выходные в музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе, в зрительном зале которого собрались школьники, студенты и курсанты. Свое выступление «Живая вода» посвятила всем воинам, павшим во время войны. «Вспоминая их подвиги, нам хотелось бы и самим стать достойными Великой Победы 1945-го, научиться ценить, хранить, любить и помнить, помнить наше, родное!» – признались православные артисты.

Не лицедейство, а служение

Что видел солдат на той войне? О чем он писал семье? Чем жил? О чем думал? Скучал по семье, по детям... Воевал... Радовался и жил. Жил, сколько мог... И еще – чувствовал, что не вернется домой...

Одна была у солдата радость – письма из дома. Домой солдат тоже писал, но писал так, чтобы не волновались. Письма с фронта – заветные «треугольники». Как же ждали вас женщины, изможденные непосильной работой и голодом, в далеком тылу, делая все возможное, а порой и невозможное, для того, чтобы однажды вместо письма с передовой домой пришел сам автор. Только война, чудовищная по своей сути, может соединять то, что соединить невозможно, немыслимо. Лишь на страницах фронтовых писем рядом любовь и смерть, нежность и варварство, красота полевых цветов и лежащие в них трупы врагов и тела наших павших героев...

Театр-студия «Живая вода» говорит со своими зрителями о самом важном, о наболевшем, не отчаиваясь, но вселяя надежду и веру.

Творческий коллектив был создан в 2003 году по священническому благословению. В составе театра сегодня более сорока профессиональных актеров, музыкантов, поэтов, художников и писателей, «воспылавших сердцем послужить своим талантом на радость и утешение людям», как говорит художественный руководитель театра-студии Лариса Никулина. Театр «Живая вода» поддерживают синодальные отделы РПЦ, Патриарший совет по культуре, священнослужители, которые признают деятельность коллектива миссионерским служением. В репертуаре театра уже одиннадцать постановок для взрослых, детей и молодежи. Артисты нашли современный способ искреннего общения с людьми. Просто, от души говорят они со сцены и об актуальных проблемах нашей жизни, и о православной вере. И им отрадно слышать: «Ваши спектакли – не есть лицедейство, а служение».

Письмо прадеду

Трогательным подарком для зрителей стал и финал этого спектакля – «Но память, память всё жива...» Самое интересное и неожиданное, и совершенно не по сценарию началось тогда, когда граница между подмостками и зрительным залом стерлась. На сцену поднялись юноша и девушка, обычные подростки обычной московской школы. Они читали письма своим прадедам, всем фронтовикам, оставшимся на полях сражений, всем, кто ценой собственной жизни сохранил эту землю, солнце и небо, кто подарил нам возможность радоваться каждому дню. Зал молча встал и у многих в глазах стояли слезы...

P.S. В ближайших планах театра – создание спектакля о царских мучениках «Верные.ру».

Будто по минному полю идешь ...

Перед началом спектакля нам удалось накоротке пообщаться с художественным руководителем театра-студии «Живая вода» Ларисой Никулиной.

– Трудно, наверное, рассказывать театральным языком о христианстве, Православии: важно ведь, чтобы, с одной стороны, не получился «ликбез», а с другой – не «заносило» в игру?

– Именно поэтому я с самого начала считала, что православный театр должны создавать профессионалы. И потихоньку нашли друг друга и объединились люди, загоревшиеся новым делом. В нашем театре-студии – выпускница ГИТИСа, актриса театра и кино Мария Кивва, выпускник Щепкинского училища актер Сергей Зарков, выпускник Гитиса актер, певец и композитор Игорь Коровин, воспитанники других лучших музыкальных и театральных вузов страны. Кроме того, мы стараемся, чтобы костюмы и вообще каждая вещь, задействованные в спектакле, были очень красивыми, сделанными по индивидуальному эскизу, с душой. Иначе как мы будем говорить зрителям о красоте нашей православной веры?

– А как современные дети воспринимают постановки православных сюжетов?

– Хорошо воспринимают. Все наши спектакли построены так, что зрители становятся участниками действа. Между актерами и зрителями возникает живое общение, и дети с радостью принимают участие. Мы выступаем в храмах, школах, библиотеках, домах престарелых, интернатах – везде, куда позовут. Все наши спектакли предназначены для семейного просмотра.

Мы уже подметили с артистами: едва ли не всякий раз перед представлением возникает такое чувство, будто идешь как по минному полю, преодолевая невидимое сопротивление. Постоянно случаются какие-то неприятные неожиданности, отмена спектаклей, казусы, которые только потом кажутся смешными. Однако окупается все это тем, что бывают и настоящие подарки судьбы…

– Расскажите хотя бы об одном таком счастливом случае.

– Однажды мы приехали с благотворительным пасхальным спектаклем в библиотеку. Зрители по какой-то причине не собрались. В импровизированном зрительном зале сидело семь человек, из них пятеро – старушки. Накануне мы выступали в храме, где яблоку было негде упасть, потому пустота библиотечного зала нас особенно расстроила. Но мы решили все равно играть спектакль на полную катушку для наших «божьих одуванчиков». После спектакля как-то само собой возникло живое  общение, когда бабушки начали рассказывать о войне, вспоминать случаи из жизни. Например, одна рассказала, как в войну она девочкой ходила из своей деревни в соседнюю: относила варежки и носки, связанные женщинами для фронта. И однажды заметила, как следом за ней идет волк. Зима, безлюдное поле… От страха она вдруг вспомнила все молитвы, которым когда-то учила бабушка, и начала призывать на помощь Пресвятую Богородицу и всех святых, чувствуя спиной, что волк уже готовится к прыжку. И вдруг на другой стороне поля в снежном мареве появилось что-то похожее на стадо овечек. Волк повернул голову и побежал в ту сторону. Женщина до сих пор не знает, что это было: чудо по молитве или видение? Во время спектакля она вдруг вспомнила этот случай из детства, заплакала…